Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИЙ КАШИНСКИЙ
7, С. 203-204 опубликовано: 26 ноября 2009г.


ВАСИЛИЙ КАШИНСКИЙ

(Кожин Василий Ананьевич; † ок. 1419-1421, с. Гридково (позднее Кожино), близ г. Кашина), св. прав. (пам. 1 июня), отец прп. Макария Калязинского. Принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на прп. Иосифа Волоцкого, Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике (см. Патерик Иосифо-Волоколамский) именует прп. Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником прп. Макария. С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки.

Краткие сведения о В. К. содержатся в житии прп. Макария Калязинского и биографической заметке о преподобном, написанной со слов его родственницы - мон. Евфросинии. В семье В. К. и его супруги св. Ирины Кашинской было 4 детей: Матвей (прп. Макарий), Александр, Григорий, Ксения. Александр продолжил род Кожиных. Сохранилась жалованная купчая грамота тверского вел. кн. Бориса Александровича на проданное Александру Кожину с. Настасово «с другими сельцами и пустошами». Племянник прп. Макария - Василий Александрович Кожин - был сыном боярским вел. кн. тверского Михаила Борисовича. Григорий (в иночестве Геннадий) являлся архимандритом тверского Отроча мон-ря, в 1461-1477 гг.- Тверским епископом. Ксения вышла замуж за Ивана Гавренева, угличского землевладельца; их сын Павел принял монашеский постриг, стал известен как прп. Паисий Угличский.

Ок. 1420 г. Матвей Кожин удалился в мон-рь, через год или незадолго до 1420 г. скончались его родители. Ежегодно 1 июня прп. Макарий приходил в родное село и служил панихиду по родителям. После преставления преподобного игумены Калязинского мон-ря, выполняя его «уложение», совершали в этот день крестный ход в Кожино. В 1610 г. обитель была разорена поляками (см. ст. Смутное время). Игум. Антоний, восстановивший мон-рь, хотел прекратить совершение панихид по родителям прп. Макария, но Иван Васильевич Кожин, потомок В. К., обратился к Патриарху Филарету (Романову), и Патриарх специальной грамотой повелел «служити архимандриту панихиду и литургию в селе Кожине в церкви, идеже погребены отец и мать Макария чудотворца» (Лебедев. С. 131). Совершение панихид возобновилось в 1632 г., спустя какое-то время прекратилось и вновь возобновилось во 2-й пол. XIX в.

По местному преданию, противоречащему свидетельству жития прп. Макария, в к-ром говорится о кончине В. К. ок. 1420 г., В. К. участвовал в военных действиях против кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки. Предание повествует, что в 1450 г., преследуя мятежного князя, В. К. убил под ним коня и вырезал у животного кусок кожи (отсюда выводится его прозвище Кожа, а потом и фамилия его потомков Кожины), к-рый привез в Москву вел. кн. Василию II Васильевичу вместе с луком и палашом Димитрия Шемяки. За это В. К. получил от вел. князя поместья: с. «Гритьково» (Гридково), дер. Семендяево, пустоши Карабузино и Спас-на-Холме, перечисленные в жалованной грамоте 1450 г. Семендяево вошло позднее в состав вотчины Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря. (в 1504 уже принадлежало мон-рю). В подлинности данной грамоты усомнился И. С. Беллюстин, А. А. Зимин доказал ее подложность: в день ее выдачи Василия II не было в Москве, где, как указано в тексте, был оформлен акт. Кроме того, трудно представить, что В. К. мог в 1450 г. участвовать в боевых действиях, поскольку тогда, ко времени рождения своего старшего сына Матвея в 1401 или в нач. 1402 г., он уже был бы в преклонном возрасте.

В 1732 г. в Кожине, на месте древней церкви, рядом с к-рой находились могилы родителей, супруги и др. родственников прп. Макария, был возведен каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, над гробницей родителей и жены прп. Макария устроили деревянную сень. В нач. XX в. в храме в числе др. святынь хранилась икона Рождества Пресв. Богородицы, на обороте к-рой было написано: «Сеи образ Рождество Пречистые поставление Ивана Васильевича Кожина лет 7020 (1512)». По преданию, икона принадлежала родителям прп. Макария. В наст. время в бывш. с. Кожине сохранились полуразрушенная церковь и часть кладбища. Местная канонизация В. К. и его супруги Ирины Кашинской совершилась в нач. XX в., когда их имена были внесены архиеп. Тверским Димитрием (Самбикиным) в «Алфавитный список местночтимых святых Тверской епархии». Впосл. имена В. К. и Ирины Кашинской были включены в Собор всех святых, в земле Российской просиявших.

Ист.: Житие прп. отца нашего Макария, Калязинского чудотворца. Калязин, 18844; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 178 а, 178 б; Древнерус. Патерики / Сост. Ольшевская А. А., Травников С. Н. М., 1999. С. 197; Крушельницкая Е. В. Зап. о Макарии Калязинском // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 308-314; Минея (МП). Май. Т. 3. С. 379.
Лит.: Беллюстин И. С. Записка о городе Калязине // Архив ист. и практ. сведений, относящихся до России. СПб., 1861. Кн. 2. Отд. III; Лебедев А. Описание Троицкаго Колязина муж. первокл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Хрущёв И. Исследование о соч. Иосифа Санина, прп. игум. Волоцкого. СПб., 1868. С. 3; Жмакин В. Митр. Даниил и его соч. М., 1881. С. 217; Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сб. рус. дворянских фамилий. СПб., 1886. Т. 1. С. 380-381, 520; Т. 2. С. 805; Предтеченский Н. С. Кожино, что при р. Кашинке, Кашинского у. // Тверские ЕВ. 1891. № 9. Ч. неофиц. С. 256-261; Крылов П. Троицкий Калязин первокл. муж. мон-рь. Калязин, 1897; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 124; Виноградов И. А. Археол. экспедиция в с. Кожино и города Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Димитрий (Самбикин). Тверской Патерик. Каз., 1907. С. 49-53. Прил. С. Х; Веселовский С. Б. Село и деревня в сев.-вост. Руси XIV-XVI вв. М.; Л., 1936; Зимин А. А. К изучению фальсификации актовых мат-лов в Рус. гос-ве XV-XVII вв. // Тр. МГИАИ. М., 1963. Т. 17. С. 399-428; Пономарёва И. Г. Прп. Макарий Калязинский // Ист. вестн. 2001. № 1. С. 64-79.
И. Г. Пономарёва
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Праведные мужи Русской Православной Церкви Василий Кашинский († ок. 1419-1421), святой праведный (пам. 1 июня) Макарий Калязинский († 1483), преподобный
См.также:
АНТОНИЙ И ФЕЛИКС КАРЕЛЬСКИЕ праведные (пам.18 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых)
АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АХАЗ прав. (пам. 1 апр.)
ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ГАМАЛИИЛ I (Ɨ ок. 50), евр. законоучитель, фарисей (Деян 5. 34), прав. (пам. 2 авг.)
ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых)
ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)